К основному контенту

подводная лодка в степях Украины

С Германищины докладывают:
Тут на днях показывали по ARTE (это такой немецко-французский канал, преимущественно для интеллектуалов, часто показывают французские и нем. худ. фильмы, театральные постановки, передачи об искусстве и всякие этнографические фильмы) нем. док. фильм об одном мужике из какого-то укр. села Евгеньевка.

К сож-ю, смотрел не сначала, но и то, что застал, длилось больше часа, причём настолько всё это мастерски сделано, настолько меня захватило, что невозможно было отвлечься даже на перекур. Говорю мастерски, поскольку совершенно не чувствуется присутствие снимающих, а там были и такие сцены (напр., денежные переговоры, или в кабине едущей машины, где уже нет свободных мест), при которых присутствие камеры и оператора даже трудно себе представить. Весь звук – без дубляжа, только нем. субтитры, т.что я мог в полной мере насладиться русско-укр. «суржиком», на котором говорят герои фильма. Никакого авторского текста, никакого голоса за кадром, только живой звук. Я уж не говорю о качестве работы оператора: и ракурс, и формат изображения, и панорамирование такие, что эффект реального присутствия – полный.

Сцена 1. Я начал смотреть с того места, когда гл. герой – полноватый мужичок среднего роста, лет 50, по имени Володя – убирает навоз в хлеву, где живут его коровы. Я не понял, сколько их там было, но утром, когда он выгонял их на пастбище, их было, по-моему, не менее 4х. Снято так, что я явственно услышал, как пахнет навоз, и ещё я поймал себя на мысли, что мне вовсе не неприятен этот запах, а , пожалуй, даже наоборот.

Сцена 2. Поздний вечер. Володя цепляет 2 провода с загнутыми в виде крючков оголёнными концами прямо на пробки открытого электрощита (обычный бытовой), это действие сопровождается приличным искрением, затем он идёт в свой сарай-майстерню, залезает в какую-то кабинку типа бокса и что-то там варит электросваркой. На фоне полной темноты кругом, картина – почти космическая.

Сцена 3. Володя сидит за рулём своей «Нивы» и едет куда-то недалеко: то ли это в родном селе, то ли невдалеке от него, но поездка длится недолго. Дом, возле которого он останавливается и выходит из машины, не показан, вместо этого крупным планом показана закреплённая на довольно высоком шесте чёрная автопокрышка с написанными на ней белой краской буквами «ШИНОМОНТАЖ». Но мы вместе с ним оказываемся в магазине автозапчастей. Продавец в белой рубашке и чёрном переднике ставит на прилавок какой-то новый, довольно компактный, автоаккумулятор. Володя тщательно осматривает его со всех сторон, чуть ли не обнюхивает, и наконец спрашивает, сколько он стоит? Продавец называет цену: 285 гривень. Володя ещё более тщательно осматривает аккумулятор, и после этого говорит, что это ему – дорого, нет ли у них чего-либо подешевле? Продавец говорит, что есть б/у, но хорошие, и показывает Володе стоящий на полу то ли тракторный, то ли танковый длинню-ющий такой аккумулятор. 75 – говорит продавец, и довольный Володя берёт его. На обратном пути, ведя свою «Ниву», Володя с удовольствием, с чувством и очень даже недурно напевает советский шлягер 50х годов «Ландыши, ландыши, светлого мая привет..». Тут уж, надо признаться, за кадром вступает какой-то оркестр народных инструментов (слышны баян, балалайка), и получается очень даже ничего, и в дальнейшем эта мелодия, то мажорнее, то минорнее – в зависимости от происходящих вокруг событий – сопровождает весь фильм.

Сцена 4. А в это время, пока Володя едет, во двор к нему заходит дедок, на вид лет под 70, очень даже крепкий и стройный для своего возраста, несмотря на печать национальной пагубной привычки на лице. Дедок - в видавшей виды зимней шапке-ушанке, хотя на дворе - лето. Он буквально сгибается под тяжестью 2х вёдер, доверху наполненных яблоками (то ли белый налив, то ли снежный кальвиль, - не успел рассмотреть). Ему навстречу радостно выбегает жена Володи - Аня – худощавая черноволосая и чернобровая хохлушка лет за 40. Дедок говорит ей, что он, вот, принёс им яблоки, вот (откуда и как – об этом ни слова, и так, мол, всё ясно). Анна, радостно кудахча, ненадолго скрывается в хате, и появляется снова во дворе перед дедком с недопитой бутылкой водки, рюмкой-бокалом грамм на 200 и помидором. Анна наливает водку (содержимого бутылки как раз хватает, чтобы наполнить рюмку до краёв) и подносит деду рюмку и помидор. Дед с удовольствием стоя пьёт, крякает, закусывает помидором, вытирает рукавом рот, поворачивается и уходит.

Сцена 5. Володя в своей хате. Его жена Аня выговаривает ему, что он опять израсходовал деньги на какую-то батарею и что он не знает ничему цену: только электричество, которое он палит, стоит таких денег… Володя молчит. Аня, расстроенная, стремглав выходит геть из кадра. Мелодия «Ландышей» экспоненциально угасает.

Сцена 6. Возле калитки Володиного двора стоит крутой джип (неожиданно не чёрный, а цвета светло-серый металлик). Мы видим Володю в его сарае-майстерне, но камера не даёт никакой панорамы и не показывает не только никаких станков, верстаков и инструментов, но даже ни одной стены: она зафиксирована где-то на уровне пола и направлена снизу вверх, т.что в кадре мы видим только какой-то электромотор киловатт 5ти и Володину голову над ним. Потом в кадр как-то попадает и Володин собеседник - хозяин джипа, - нормальный мужик лет под 40, а не «бык» там какой-нибудь. Он хочет купить у Володи воздушный компрессор, который и демонстрирует Володя (самого компрессора не видно, только упомянутый приводной электромотор). Идёт торг, причём «крутой» мужик говорит, что готов заплатить любую цену, которую назовёт Володя, а Володя что-то мнётся, и, чувствуется, не очень хочет продавать. Наконец, он называет громадную, по его представлениям, сумму в 400 гривень, только чтобы мужик отвязался. Но мужик не отвязывается, а спокойно соглашается. Володя чувствует, что продешевил, и говорит после долгой паузы, что компрессор «мабуть коштує ще більш». Мужик резонно отвечает, что Володя назвал 400, и он готов заплатить 400, а вот теперь Володя просит ещё больше… Но он готов и доплатить, т.к. этот компрессор ему позарез нужен. Володя опять мнётся, идёт длинная пауза. Наконец, Володя говорит этому покупателю, что компрессор сейчас ему самому очень нужен, т.что он пока не будет его продавать, а когда надумает, - позвонит этому мужику. Потом мужик спросил о конструкции: где, мол, Володя её нашёл, по каким чертежам делал (я так сначала подумал, что речь идёт об этом компрессоре, но вскоре понял, что ошибся). Володя отвечает, что эту конструкцию он впервые увидел в журнале «Спортсмен-подводник», который выходил лет 30 тому назад и который он выписывал. Тут Володя полез доставать со шкафа стопку этих журналов (как-то незаметно камера «ожила» и последовала за ним), упал, ударился, рассыпал, матюкнулся. (Надо сказать, мне хорошо знакомы эти обложки такого карманного формата, которые возникли в кадре. Не исключено, что кое-какие из этих журналов ещё лежат где-то там в кладовке наверху, если только мы их не выбросили при переезде со Щётки. Наверное и ты, Кирюша, помнишь эти журналы?). Наконец, Володя находит искомый журнал и нужную страницу. Там, на полстранички напечатан малюсенький такой, но подробный, чертёжик самодельной подводной лодки! Какое-то время мужик и Володя внимательно и с интересом разглядывают чертёжик (что меня поразило – не только без лупы, но даже и без очков!), потом мужик говорит, что Володина конструкция отличается от чертежа. Например, наличием колёс. Володя с удовольствием объясняет, что колёса он сам придумал, чтобы было легче транспортировать.

Сцена 7. Володя даёт наставления какому-то мужику, как, чем и когда кормить рыбу в его ставке. Они плывут по ставку (очень даже приличных размеров!) на какой-то угловатой, видать самодельной, железной лодке, и Володя показывает мужику, как и где надо разбрасывать комбикорм. Он настойчиво внушает мужику мысль, что рыбу надо кормить обязательно 2 раза в день. «Если один день не покормить, то всё: у рыбы зарастает слепая кишка, и она перестаёт расти, как её потом ни корми», - говорит Володя мужику. Потом Володя и мужик сидят на мостках. Закат. Оба молчат. «Да», - произносит мужик. «Да», - вздыхает Володя в ответ. Мы понимаем, что Володе предстоит куда-то надолго уехать.

Сцена 8. Володя в конторе колхозного гаража, просит грузовик, чтобы отвезти свою подлодку в Крым. Завгар – молодой дядька – спрашивает на когда это Володе надо (про лодку ничего не спрашивает, видать в селе про неё все знают)? Нет, говорит, через неделю никак не получится. Вот когда сонячник уберут, где-то после 20го, тогда можно будет. «А какая машина?», - спрашивает Володя. «Та вон стоит, бортовая. Хорошая, мы её для похорон используем», - отвечает завгар. Володя пошёл во двор посмотреть машину. Стоит «газон», довольно чистенький. Володя стал на подножку кабины, заглянул в кузов и остался доволен.

Сцена 9. Володя на своей «Ниве» буксирует свою подлодку к водоёму. Сбегается почти всё село. Сама лодка выглядит так: рубка скорее прямоугольной, чем круглой формы, высотой с полметра, сверху – прозрачная крышка-полусфера диаметром сантиметров 40. Крышка сдвигается в сторону, и через неё можно залезть внутрь лодки. Рядом с крышкой – какая-то непонятная труба с каким-то цилиндром на конце. Спереди рубка имеет 2 иллюминатора, которые выглядят как большие очки. Сам корпус – сигарообразной формы, длина лодки – как с легковую машину типа «Победа». По бокам вдоль корпуса идут такие небольшие крылья-подножки. На носу закреплено гарпунное ружьё, причём гарпун по размерам – как на кита (правда, может это оператор так нарочно укрупнил). Аппарат выкрашен в весёленький зелёный цвет, оправа «очков»-иллюминаторов – в белый. По бортам – надпись белой краской «Дельфин». На берегу водоёма, где собрались все сельчане, включая Анну и деда, приносившего давеча яблоки, устраивается импровизированный митинг. Выступил председатель колхоза (судя по внешности, одежде и возрасту), поздравил Володю с тем, что он после многолетней работы наконец достиг своей цели, и пожелал ему счастливого погружения (про счастливое всплытие почему-то ничего не сказал). Человек 7 здоровых молодых мужиков насилу дотолкали лодку до воды (берег оказался илистый). Володя взобрался на лодку, с некоторым трудом спустился в рубку и задраил крышку-полусферу. Лодка отплывает от берега. Анна на берегу с тревогой «кладёт кресты» в сторону лодки. В общем, нормальный спуск на воду, только бутылку шампанского никто о борт не разбивал.
Дальше съёмка велась, в основном, изнутри лодки. Камера располагалась где-то под ногами Володи, так, что в кадре – только его голова и крышка-полусфера, через которую в рубку проникал свет. Тут Володя начинает вести себя так, как будто он эту лодку видит впервые в жизни и не знает, где тут что надо крутить и на что нажимать: он откуда-то достаёт какие-то листочки бумаги (как я понял, какие-то схемы) поднимает их вверх к свету, потом, постоянно что-то бормоча себе под нос типа: «так, ото балласт» или «відтепер вентиль» что-то там крутит, время от времени поглядывая в листочках, в какую же сторону надо крутить вентили. Слышно шипение сжатого воздуха, и свет из крышки-полусферы над Володиной головой становится тусклее и зеленее. С берега видно, как лодка медленно скрывается под водой, только пузыри воздуха появляются в этом месте.
По мере погружения начинает капать вода сверху, сначала немного, а потом всё сильнее и сильнее. «Так. Тече», - говорит Володя и начинает с удвоенной скоростью посматривать в свои листочки, на которые вовсю льётся вода, и что-то там быстро-быстро крутить (что именно – не видно). Потом раздался резкий хлопок. «Ё…т…м…, ото трубка лопнула, б…!». Начинаешь ни на шутку переживать за человека, но после очередного «так, ото балласт продути» (видать, крепко полюбилось Володе это иностранное словечко) в лодке становится всё светлее и светлее. Слава Богу, всплываем! Лодка всплыла где-то в густых камышах, далеко в стороне от того места, где происходил спуск, и добровольцы бросаются в воду, чтобы вытащить её на берег. Открывается крышка, вылазит мокрый Володя, и поясняет, что «перископ, б..., запотів, так шо він не бачив, де пливе». Народ советует ему в следующий раз брать с собой компас и трубку (мобильник).

Сцена 10. Банкет, точнее сказать, народное гуляние у Володи дома. Гостей – человек не менее 50ти, т.е. почти всё село. Какие-то две девочки (Володины дочки?) с веночками на головках то ли какую-то песенку спели, то ли какой-то стишок прочитали (я уже точно не помню). Процесс наливания (до краёв), выпивания (до дна) и закусывания показан с немецкой дотошностью и с большим смаком. Когда народ согрелся, пошли песни спивать. Спивали от души и очень красиво.

Сцена 11. Володя принимает душ в своей баньке. В это время раздаётся «бип-бип» с улицы. Володя наспех натягивает штаны, накидывает, не застёгивая, рубашку, суёт ноги в шлёпанцы и выходит к калитке. Это приехал заказанный «газон». Володя здоровается с водителем Витьком и спрашивает его, почему тот приехал так поздно? Тот что-то бормочет, не поднимая глаз. Второй вопрос: почему Витёк не приехал на прошлый спуск на воду? Он его (Витька) очень ждал. Опять какое-то неразборчивое бормотание в ответ. Витёк открывает задний борт «газона», ставит 2 наклонных швеллера-направляющих, цепляет лодку тросом, и с помощью ручной лебёдки, установленной в кузове, начинает подъём лодки. Вот тебе и раз: оказывается, всё уже предусмотрено, всё подготовлено заранее и всё функционирует! Не проходит и 2х мин. экранного времени, как лодка уже в кузове.
Володя, уже одетый в дорогу (ни сборов, ни чемоданов нам не показали), заглядывает в кузов и в последний раз проверяет, как закреплена лодка. Анна ходит туда-сюда по двору, нервно кусает губы, плачет и еле сдерживается, чтобы не разрыдаться. Когда всё уже готово к отъезду: лодка и вещи - в кузове, мужчины – в кабине, - Анна подходит к кабине «газона»: сначала к одной дверце и крестит мужа, а потом к другой дверце – крестит Витька. «С Богом! В час добрый!».
Поехали. Вот уже позади родное село (проехали дорожный знак «ЄВГЕНІЇВКА»). Мягко звучит знакомая мелодия.

Сцена 12. На пути до Крыма не происходит ничего, с точки зрения нашего человека, особенного: ну, придорожная торговля с рук (Володя купил 2 литровые банки красной и чёрной икры – гостинцы домой), ну, 2 ночёвки в поле (одна в палатке, другая – в стогу). Это немцу-оператору, видать, необычно, а нас этим не удивишь.
Джанкой. Возле машины – группа любопытствующих разглядывает необычный груз. Витёк с Володей спрашивают дорогу до Судака. Им показывают по карте. Володя спрашивает, какой там берег: галька или песок? «Галька», - отвечают. Володя удовлетворённо кивает. Люди тоже задают Володе вопросы. Один спросил, какая максимальная глубина погружения у Володиной лодки? «Метров 50. А так, средняя глубина – метров 25», - слегка почесав потилицю, отвечает Володя. Другой спрашивает, кто спонсировал все работы? «А спонсировали всё это рыбы, коровы та свиньи», - без тени улыбки (он вообще за весь фильм ни разу не улыбнулся) ответил Володя.
Едут дальше. Проезжают Ангарский перевал. Водитель Витёк восхищён горами, да и Володя тоже; чувствуется, что они в горах – впервые в жизни.
Потом нам показывают, как «газон» едет по горной дороге-серпантину: справа – обрыв, а слева выпирают скалы. «Газон» едет по левой стороне, подальше от обрыва и почти цепляет левым бортом за скалы. Слава Богу, что встречных машин нет. Дорога идёт круто на спуск. Володя, весь мокрый от волнения, говорит Витьку: «Та тихо ты, не гони ты так!». Витёк отвечает: «Та ты шо, Володя, я ж на первой скорости їду».
Потом мы видим, как грузовик стоит на дороге, а Володя и Витёк вышли из кабины и подошли к правому краю дороги. Там, далеко внизу, под обрывом синеет море. «Чуешь, морем пахнет?», - спрашивает Володя. (Кстати, в Хорватии море совсем не пахло. Никакого йодистого запаха, вообще никак не пахнет). Они, по-видимому, уже недалеко от цели. Володя говорит: «Шо-то вже домой захотелось…».

Сцена 13. Приехали. Остановились на берегу, рядом с каким-то маленьким (метров 5 в длину), но бетонным причалом. Разгружают лодку с кузова грузовика по направляющим прямо в воду. Всё прошло без приключений.
Володя на берегу учит Витька обращению с гарпунным пневморужьём: как заряжать, как стрелять. В качестве учебной мишени используется сушёная таранка, которую Володя прикрепляет к скале. Витёк подходит почти на метр к мишени, стреляет и попадает. Наши хлопцы довольны.

Сцена 14. Подготовка к погружению. Володя грузит в лодку акваланг (ни маски, ни трубки не видно), потом забирается в рубку и закрывает верхний плафон. Камера внутри лодки установлена на сей раз не под ногами у Володи, а значительно выше, так, что в поле зрения попадают некоторые органы управления. Володя, уже без листочков-схем, поворачивает курбель главного выключателя (типа как на стиральной машине), и слышится лёгкое жужжание электромотора. Съёмка теперь ведётся и оператором-аквалангистом снаружи лодки. Мы видим, что по бокам рубки горизонтально закреплены 2 маленькие моторные гондолы длиной см 40 и диаметром см 10. Начинают вращаться крыльчатки на концах этих гондол, и лодка удаляется от оператора. Всё это – пока наверху. Потом нам показывают опять вид изнутри, мы слышим опять знакомое «Так, ото балласт», но что-то не получается с погружением. Потом Володя говорит: «Так, а ну щас двигателями попробуем», потом говорит: «А ну, подержи от эти 2 ручки, а я двигателями попробую». Сзади, из-за Володи, неожиданно для нас высовываются 2 руки Витька (мы и не видели, как он садился в лодку и где он там поместился) и ухватываются за две каких-то вентиля где-то сверху и сбоку Володиных плеч. Володя берётся за какой-то рычаг с шариком на конце и поворачивает этот рычаг на 90° из положения «вертикально вверх» в положение «горизонтально вперёд». Мы видим, как моторные гондолы снаружи поворачиваются из горизонтального в вертикальное положение, крыльчатками наверх. Лодка начинает погружение. Мы ощущаем это по уменьшению количества света, проникающего через плафон в рубку. Володя говорит: «Медуз шо-то сильно много». Восторженный голос Витька из-за Володиной спины: «Та бомба!» (В нем. субтитрах перевод: «Klasse!»). Так продолжается минуты 3. Вдруг раздаётся резкий хлопок, т.что и Володя, и даже камера вздрагивают от неожиданности. «От ё…т…м…, знов трубка лопнула, б…!».

Сцена 15. Вечереет. На конце причальчика горит костерок. Володя и Витёк сидят на каких-то чурбанах и жарят над костром 2х бычков (каждый размером с ладони полторы в длину), надетых через разинутые пасти на длинные хворостины. Оба сосредоточенно смотрят на огонь. Висит тяжёлое молчание.
Наконец, Володя скорбно произносит: «Трубка лопнула…».
Витёк через минуты 2 поддакивает: «Та перископ зламався…».
Ещё минуты через 2 Володя завершает перечень бед: «И мотор тэж зламався. Мабуть, обмотка згоріла...».
Потрескивают угольки и вьётся дымок костра, жабры у бычков растопырены от жара, а сами бычки покрываются вкусной и пахучей золотистой корочкой.
Минут через 5 Володя говорит: «Та трубку я нову поставлю…». Пауза. «Перископ відремонтую...». Пауза. «Мотор треба буде перематувати...». Пауза.
«А вообще, треба буде испытувати на 100 метров…». Пауза. «Шоб на 100 метров, - це треба буде на Красне море їхати».

Под музыку «Ландышей» идут финальные титры.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

про теорию "хоккейной клюшки"

Недавно разразился скандал, связанный с подтасовкой учеными данных о климатических изменениях. Сибирскими хакерами была украдена и выложена переписка ведущих ученых-климатологов. Авторы электронных посланий Фил Джонс, Майкл Манн, Малкольм Хьюз, Рэймонд Брэдли и Кейт Бриффа – известнейшие климатологи, создатели ключевого графика, на котором показаны колебания температуры воздуха в Северном полушарии за последнюю тысячу лет. С середины XIX века кривая температуры резко подскакивает вверх, загибается крюком, отсюда неофициальное название графика – "хоккейная клюшка". Крюк демонстрирует прямую связь потепления с промышленной революцией. Критики теории глобального потепления утверждают, что колебания температуры объясняются естественными причинами и не связаны с деятельностью человека. Теперь, как выясняется, авторы графика замаскировали невыгодные им данные последних десятилетий, когда кривая превратилась в горизонталь и даже показала похолодание. В переписке ученые сами называют...

война

Примерно две недели назад мое поднявшееся в ожидании скрого получения долгожданной лицензии настроение испортили, и портят уже 2ю неделю подряд - выселяют с давно обжитого места. После долгих раздумий решил - переезжать не буду - либо уволюсь, либо фирма останется на прежнем месте. Завтра посмотрим, какой из 2-х вариантов останется.

про победу над ленью

Вчера случайно наткнулся в Сети на очень простой и по словам автора Дмитрия Леёкина очень лёгкий способ борьбы с ленью : Прежде чем перейти к делу, я развею два мифа, связанные с понятием «лень». Два мифа, мешающие миллионам людей перестать лениться. Первый миф такой — лень считают чем-то независящим от человека, неотъемлимой и неустранимой чертой характера. Это полная чушь. Лень — это всего лишь определенные шаблоны поведения, привычки. А привычки можно менять. Второй миф заключается во фразе «Лень — это когда я ничего не делаю». Это тоже полная чушь. Потому что, когда человек говорит «я ленюсь», он не ничего не делает, а: 1. Ест. 2. Смотрит телевизор. 3. Слушает музыку. 4. Смотрит кино. 5. Бродит по интернету. 6. Играет в компьютерную игру. 7. Читает книги. 8. Валяется на диване. 9. Болтает, гуляет или выпивает с друзьями и соседями. 10. И т. п. Все это — действия. Другое дело, что, когда эти действия начинаются отнимать по 6 часов в день, они начинают мешать жизни. Поэтому более ве...